Ежегодное столкновение Electronic Arts и Activision
в жанре милитари-шутеров становится все больше похоже на традиционную
дуэль двух старичков-дворян, после которой, будучи не в силах покончить
друг с другом, оба расходятся по домам с высоко поднятой головой,
убежденностью в собственной непогрешимости, планами будущей месте под
сердцем и с зарядом соли в мягком месте. И вот снова предрассветный
час, и знакомые всем геймерам «старички» вновь стоят друг напротив
друга, сжимая в руках свое новое оружие: Call of Duty: Black Ops и Medal of Honor.
Сначала о том, кому удалось рассказать лучшую солдатскую байку. По
большому счету, спор в отношении сюжета довольно сложный. Как-то
тяжеловато однозначно ответить на вопрос о том, что лучше: абсурдный
сюжет или вообще никакого. Но придется разбираться.
Medal of Honor. Ломаем дверь, берем телевизоры – и ходу!
Со стороны Medal of Honor у нас суровая, жизненная
солдатская история о том, что «война это война, и выжить в ней суждено
не всем». Разумеется, обыграть одну только эту сентенцию во всем (пусть
даже таком недлинном) повествовании невозможно так, чтобы было еще и
интересно. Слишком тема узка. Вот и получается, что мечется по
Афганистану несколько отрядов отборных «дартаньянов», выполняет свою
непреложную функцию «один за всех», и валит пачками врагов из
современных мушкетов.
Зато Call of Duty: Black Ops обрушивает на игроков
шквал непонятных и запутанных событий, сохраняя интригу до самого
финала (пусть даже интрига эта к концу игры делается предсказуемой, а
значит и интригой быть вроде бы перестает). Ни дать, ни взять –
шпионский боевик. Правда, опять зарубежные сценаристы взялись писать о
том, в чем не разбираются, но очень хотят показаться знающими. Отсюда и
тянется все самое бредовое, что есть в игре. Взять хоть ту же Воркуту,
которая стараниями зарубежных писак превратилась в глобальный
концлагерь, где добывали руду, разрабатывали шестиствольные пулеметы и
содержали для охраны зеков добрых три полка солдат Советской Армии. Это
вот вы сейчас смеетесь, а где-нибудь подальше, за границей это хавают и
глазами от удивления моргают. Дескать, «вот ведь как бывает…»
Call of Duty Black Ops. Ты ко мне не подлетай, винтокрылый негодяй.
И все-таки, абсурдная и слегка глупая, но хорошо рассказанная
история лучше, чем брошенная на ходу скомканная фраза о непростой
солдатской доле. Так что этот раунд за Black Ops.
Теперь о красоте, то есть об игровой графике, которая тоже не дает возможности сходу назвать лидера. С одной стороны, MoH
подкупает впечатляющей реализацией того, чем так гордятся
кино-блокбастеры – спецэффектами. Если перед вами что-то взрывается, то
вы видите настоящий взрыв: с огнем, клубами дыма, пыли и комьями грязи,
которые не забудут вернуться обратно на землю. А Black Ops
отвечает на это невнятным нагромождением огня и неестественно большого
количества искр, а также полным отсутствием такой замечательной мелочи,
как фонтанчики каменной крошки, создаваемые обычными выстрелами.
С другой стороны, в Black Ops ровнее дела обстоят с прорисовкой, и разница между качеством текстур различного окружения не слишком велика. А в MoH в каких-то местах откровенно халтурили и экономили время. Выходит – ничья.
Medal of Honor. Еще бы она была не выполнена, если они вон как полетели…
Зато в том, что касается конструкции и дизайна уровней, Black Ops впереди на два корпуса. И дело не только в том, что в новом CoD
нам предстоит колесить по всему миру, что, конечно же, делает пейзажи
разнообразнее. Тут важно еще и то, как эти уровни построены. В обоих
случаях мы имеем дело с абсолютной линейностью, но уровни Black Ops
интереснее проходить как из-за большего разнообразия антуража, так и
из-за того, что линейность конструкции хоть как-то пытаются маскировать.
При сравнении геймплея проект Black Ops снова
вытягивает разнообразие игровых задач. Для обеих игр это было
обязательным условием: еще бы, если предлагаешь игрокам рельсовый тир,
то надо хотя бы иногда правила игры менять, чтобы не заскучали гости
дорогие, стреляя в русских, талибан, чеченцев, англичан и других
бойцов, которые периодически высовывают нос из укрытия и только что не
крякают для полного сходства с утками-мишенями. Отсюда миссии с
полетами на вертолете, отметкой целей для авиаударов и погонями со
стрельбой. Все это есть и там, и тут, но неизменно встает вопрос о
реализации. Ну, серьезно, неужели сложно было в MoH
дать ребятам порулить вертолетом? Да и в остальных случаях не помешало
бы сделать геймплей хотя бы чуточку более подвижным. Но нет, все это по
непонятным причинам есть только в CoD.
Call of Duty Black Ops. Откуда в колонии строгого режима фейерверки?
Кстати, сюда же можно добавить и всякую мелочевку из Black Ops,
вроде мини-игры, секретов и зомби-режима. Все это, хоть и не имеет
какой-то особенной ценности, все же несколько продлевает
жизнеспособность игры. То есть то время, в течение которого игроки
будут находить в ней для себя что-то интересное.
А вот с AI, который во многом влияет на игровой процесс, дела в
обеих играх обстоят примерно одинаково, то есть не особенно шикарно.
Куда ни глянь, везде враги это просто пушечное мясо для вашего
героического ствола. Да и где там показывать могущество интеллекта,
если с одной стороны свобода действий прижата скриптовыми событиями, а
с другой – ограниченностью пространства локаций? Первое в большей
степени касается Black Ops, а второе - Medal of Honor.
Medal of Honor. Главное в нашем деле, чтобы машина ехала, а внешний вид это уже детали.
То есть преимущество будет у того, кто грамотнее распихает
солдатиков по уровню и лучше срежиссирует отдельно взятую батальную
сцену. В Treyarch режиссеры и постановщики оказались
получше, хотя и сценами с безумным клиническим респауном ботов они
грешили чаще и откровеннее.
Да и там, где отстрел компьютерных солдатиков становится неважным
(то есть в мультиплеере), однозначного победителя нет. Ну, или не было
довольно долгое время. Мультиплеер в MoH справедливо
можно назвать серым, невыразительным и неоригинальным. Но, как ни
крути, было у него одно неоспоримое преимущество – он работал. А Black Ops встретил своих фанатов полной некондицией онлайновой составляющей, и особенно досталось владельцам РС.
Истина, конечно, забитая, но встречают тем не менее по одежке. И когда
видишь подобные ляпы в таком разрекламированном, высокобюджетном и
расфуфыренном проекте, не остается никаких эмоций, кроме язвительной
усмешки.
Call of Duty Black Ops. На охоту и без арбалета? Ну, уж нет!
Впрочем, создатели игры, как и все, кто «хотел побыстрее»,
наверстывают упущенное, наконец-то позволяя геймерам увидеть игру
такой, какой она должна была быть с самого начала. А увидеть можно уже
не раз оправдавшую себя идею мультиплеера Call of Duty. Расширенную и модифицированную, но все же обреченную на популярность.
Вывод. Безусловно, делать из перезапуска Medal of Honor попытку «свергнуть короля», о которой вопило на всех углах руководство Electronic Arts,
было неправильно и наивно. Если это и была попытка, то она с треском
провалилась. Грустно признавать, но король остался сидеть на своем
троне, а вот перезапуск некогда очень интересной серии Medal of Honor начался весьма бледно. Победа в этом сражении - за Activision, и теперь остается только ждать и думать, что год грядущий нам готовит…