Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Мини-чат
Наш опрос
Лучший игрок AeroX
Всего ответов: 62
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Посетившие нас сегодня
Главная » Статьи » Мои статьи

Когда игра становится ролевой

Давненько уже задаюсь я вопросом: что же считать ролевой игрой? Что определяет границы RPG как игрового жанра? Сейчас, когда едва ли не каждая вторая студия ставит жанровые эксперименты, становится все сложнее определить, во что же ты садишься играть. Для тех, кого это интересует, конечно.

Самое забавное в том, что само определение не дает четкого представления о сути жанра. Точнее, не всегда отличает его от других. Вот, к примеру FPS (или шутер от первого лица) максимально точно определяет границы жанра по чисто механическим принципам построения геймплея. Согласитесь, сложновато спутать вид от первого лица с видом от третьего.

Fable. Нет, в этой игре рога не имеют отношения к подробностям личной жизни.

Role-Playing Game (т.е. ролевая игра) подразумевает наличие роли, которую вам предстоит сыграть, почувствовать себя в шкуре другого персонажа. Но сейчас это есть практически везде (ну, или очень много где), поскольку времена полного отсутствия сюжета и смысловой нагрузки в играх уже прошли. Даже шутеры не обходятся без сюжета, даже в стратегиях фигурируют главные герои. Но ведь не становятся же от этого все игры ролевыми.

Еще одна особенность RPG заключается в обособленности поджанров, которые зачастую имеют совершенно разную аудиторию и круг почитателей. Тем не менее, их анализ позволяет выделить несколько элементов, являющихся важными для жанра в целом. Вот по ним и пройдемся.

Torchlight. Отведайте силушки богатырской!

Сюжет. Ну, куда уж без него? Считается, что в RPG этот элемент развит особенно сильно. Столько раз нам рассказывали эпические истории о победе добра над злом, что это как-то закрепилось в подсознании. Тем не менее целый поджанр – hack-and-slash RPG – практически полностью игнорирует сюжетные навороты. То есть целая толпа «дьяблоклонов» (да и сам оригинал) концентрируются не на захватывающей истории, а на геймплее: собирательстве и прокачке. Такой подход к созданию ролевых игр до сих пор не устарел, о чем свидетельствует появление, например, Torchlight и Darkspore.

Моральный выбор. Сюжет сюжетом, но есть еще и возможность на него влиять. Ведь если в каком-нибудь экшне с очень интересным сюжетом нам предлагают только следить за переживаниями главного героя, то в том же Fallout 3 и New Vegas игроки могут самостоятельно влиять на развитие диалога в соответствии с самостоятельно выбранной линией поведения. Но и этот момент не является неотъемлемой частью RPG. Системы морального выбора сейчас уже куда только не перекочевали – вариативность действий и различные концовки встречаются довольно часто. И с другой стороны (где, как известно, расположен хвост) при таком раскладе из определения RPG выпали бы не только hack-and-slash, но и ролевые игры японского формата, характеризующиеся статичными образами героев и практически полным отсутствием выбора.

Fallout 3. Что, и сейчас выстрелов не слышишь?

Пожалуй, есть одна небольшая деталь, которая характерна именно для RPG – текст в диалогах. Возможно, дело в том, что жанр вырос из настольных игр, а потом и из текстовых ролевух. В любом случае, я пока еще не встречал ролевой игры, в которой диалоги не сопровождались бы текстом. Остальные жанры могут без этого и обойтись, но только не RPG.

Едем дальше – прокачка персонажа. Точнее, та ее часть, которая касается характеристик персонажа (ну, вы знаете, сила, ловкость и подобная дребедень). Всякие навыки и перки есть сейчас даже… да хоть в мультиплеере Call of Duty, а вот численное выражение параметров только в ролевых играх. Если вы видите нечто подобное, можете быть абсолютно уверены, что это RPG. Но и этот элемент не является обязательным. Кто-то идет по скользкой дорожке упрощения прокачки (как, например, Fable 3 и Mass Effect 2), а кто-то предпочитает делать повышение характеристик автоматическим (большинство jRPG).

Final Fantasy 13. Круговая агрессия.

Тогда, может быть, сеттинг? Какое там! Конечно, вотчиной RPG по умолчанию принято считать фэнтезийное пространство. Но точно так же несложно привести примеры игр жанра про будущее (Front Mission), про космос (Star Wars: Knight of the Old Republic, Mass Effect), об исторических событиях (Silent Storm) и даже игр о современных реалиях (Alpha Protocol). Так что RPG это никак не одни только ушастые эльфы и легендарные клинки.

А уж механика сражений вообще представляет собой набор совершенно различных принципов. Фактически, в один жанр объединяются совершенно разные по геймплею проекты: слэшероподобные action-RPG (от первого лица – The Elder Scrolls, от третьего – Fable, Gothic), шахматообразные пошаговые RPG (всевозможные Final Fantasy Tactics`ы и Vandal Hearts`ы), куча вариантов японского подхода к боевой системе (Active Turn в основной серии Final Fantasy, статичное пошаговое построение, как в Breath of Fire и т.д.), игры с тактической паузой (Dungeon Siege, Dragon Age), а также мышеубийственные hack-and-slash (Diablo и все, что из него выросло).

Mass Effect 2. Утилизация!

Наиболее близко к общему элементу RPG подобралась возможность экипировать своего героя (или героев). Действительно, очень увлекательная часть игрового процесса, хотя, может быть, и не слишком существенная на первый взгляд. Тем не менее, без нее редко обходятся игры подобного жанра. Совсем мало исключений, разве что Jade Empire. Однако, при этом сейчас этот элемент заимствуется и другими жанрами. Скажем, возможность нацепить броню и устроить склад внутри своего вещмешка не делает проект STALKER ролевой игрой. Или делает?..

Да, RPG это понятие настолько широкое, что может объединять даже совершенно непохожие проекты. И выходит, что какого-то одного общего элемента, встречающегося везде в всюду, просто нет. Вместо этого поджанры соприкасаются друг с другом в каких-то общих точках, как будто передают друг другу эстафету.

А какой элемент, по-вашему, является в ролевых играх самым важным? Что для вас RPG?

Категория: Мои статьи | Добавил: Gudzol (03.05.2011)
Просмотров: 756 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Мини-профиль
Здравствуйте, Гость


Гость, мы рады вас видеть.

Войдите
Зарегистрируйтесь
Поиск
Друзья